В процессе диагностики речевого развития ребенка, педагог
-проверяет соответствие развития речи ребенка возрастным нормам,
-проводит диагностику словарного запаса ребенка и его понимание обращенной речи,
-проводит обследование звуковой культуры речи ребенка
-проводит обследование грамматического строя речи
-проводит обследование связной речи ребенка
В каких целях проводится диагностика речевого развития в детском возрасте?
Речевое развитие – сложный процесс, и некоторые ошибки могут иметь физиологический характер. Со временем они проходят, и речь становится правильной. Но, они могут быть обусловлены и нарушением работы определенных участков коры головного мозга.
Определить, как происходит развитие речи можно при помощи диагностики, проводимой логопедом. Обследование проводят с учетом возрастных особенностей ребенка, чтобы получить точные результаты.
Возрастные нормы развития речи дошкольников
Логопед должен знать, как происходит онтогенез речевых компонентов в норме. Тогда он сможет сопоставить результаты диагностики речевого развития и дать нужные рекомендации. Чаще всего за помощью к специалисту обращаются в дошкольном возрасте по нескольким причинам.
1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее она будет.
2. Сформированная речь в дошкольном возрасте – залог успешного овладения грамотой.
На прием к логопеду родители обращаются, если малыш в 3 года не разговаривает или общается при помощи фраз. Но, специалисты настоятельно советуют не ждать этого возраста или когда ребенок пойдет в детский сад. Если первые слова не появились к 1,5 годам, понимание обращенной речи затруднено, нужна консультация логопеда.
Родителей также должно насторожить, если в 3 года малыш для общения использует больше мимику и жесты. В этом возрасте ребенок:
* общается простыми предложениями;
* использует преимущественно существительные, глаголы, реже – прилагательные;
* знает некоторые обобщающие слова (игрушки, животные, овощи и др.);
* может менять словоформу, добавляя уменьшительно-ласкательный суффикс;
* склоняет существительные по числам;
* начинает овладевать навыками согласования существительных с прилагательными. Может допускать ошибки при согласовании в роде;
* с помощью взрослого составляет короткий рассказ по картинке или серии картинок;
* правильно произносит губно-губные (Б, М, Н, П и их мягкие варианты), заднеязычные (К, Г, Х и их мягкая вариация), переднеязычные (Д, Т , Д`, Т`), свистящие, осваивает звуковой образ шипящих;
* различает на слух твердые и мягкие звуки;
* имеет в словарном запасе около 1 000 слов.
В 3 года в детской речи появляется такое явление как словотворчество: ребенок, усваивая нормы родного языка, иногда создает новые слова. Словотворчество – не повод паниковать, наоборот, оно является важной составляющей для формирования языкового чутья.
В 4 года словарный запас увеличивается до 4 000 слов. Ребенок, в основном, для общения использует как простые, так и сложные предложения. Ребенок может запоминать короткие стихотворения, рассказы, потешки. Он может менять высоту голоса, говорить с восклицательной или вопросительной интонацией. Может выделять главные признаки предмета и называть совершаемые действия.
В 5 лет происходит активное усвоение грамматических категорий родного языка. Слоговая структура и звукопроизношение должны быть полностью сформированы. Могут возникнуть трудности со звуком Р. Ребенок может составлять не только рассказ-описание, но и повествование.
Совершенствуется связная речь. В возрасте 5 лет ребенок уже может пересказывать более длинные сказки и рассказы без помощи взрослого. Он дает развернутые ответы, делится своими впечатлениями. Постепенно дошкольник начинает овладевать навыками чтения, развивает свои моторные навыки.
К 6-7 годам грамматический строй полностью сформирован. Звуковая сторона полностью сформирована. Ребенок может читать целыми словами, понимая смысл прочитанного. Умеет писать не только печатные, но и прописные буквы. К 7 годам у ребенка должна быть сформирована основа для дальнейшего обучения в школе и овладению коммуникационными навыками.
Обследование словаря детей
Цель этой диагностики – определить словарный запас ребенка и его понимание обращенной речи. При обследовании логопед использует наглядный материал. Ребенку предлагают выполнить следующие задания:
1. Назвать части тела на кукле. Назвать части лица.
2. Логопед раскладывает картинки, предлагает назвать каждую и подобрать к ним обобщающее слово. Лексические темы специалист подбирает в соответствии с возрастом.
3. Назвать малознакомые предметы.
4. Логопед описывает слово, используя глаголы. Ребенок должен его назвать. Например: "Где читают книги?". Правильный ответ: Библиотека.
5. Назвать слова, имеющие схожее значение.
6. Логопед показывает картинку, ребенку нужно назвать действие, которое там показано.
7. Назвать схожие по значению слова-действия.
8. Подобрать антонимы.
9. Сказать какой формы предмет.
10. Назвать цвета и оттенки.
11. Определить какие предметы, изображенные на картинке, на вкус, на ощупь.
12. Логопед показывает ребенку изображения и предлагает ответить на вопросы: какой, какая, какое, какие.
13. Сказать из чего сделан предмет.
14. Логопед рассказывает о предмете так, чтобы ребенок смог угадать слово-прилагательное.
15. Назвать притяжательные прилагательные.
16. Взрослый предлагает ответить на вопросы как, когда.
17. Сосчитать предметы по порядку.
18. Назвать местоимения единственного и множественного числа.
Во время обследования логопед смотрит на развернутость ответов, распространенность предложений. Специалист просит ребенка выполнить простую и сложную инструкции. Детей старшего и подготовительного дошкольного возрастов логопед просит рассказать смысл прочитанного им небольшого рассказа, проверяет точность использования слов, состояние словарного запаса. Все задания сопровождаются наглядным материалом: картинками, действиями и предметами.
Обследование звуковой культуры речи
Диагностика речевого развития дошкольников включает в себя проверку:
* произношения всех групп звуков;
* слоговой структуры;
* выразительной стороны речи.
Обследование звукопроизношения проводят в следующем порядке:
* изолированного проговаривания звука;
* произношение его в слогах и словах.
Для проверки слоговой структуры используют изображения. Логопед просит ребенка повторить слова с разными типами слогов. В самом конце предлагают задания со словами, имеющими сложную слоговую структуру. Чтобы проверить умение ребенка управлять силой, высотой и выразительностью голоса, специалист предлагает ребенку сказать фразы тихо, громко и своим обычным голосом. Также логопед просит дошкольника проговорить предложения с различной интонацией: вопросительной, восклицательной.
Специалист обращает внимание на четкость произношения звуков на примере чистоговорок, скороговорок. Он смотрит на повседневную манеру малыша общаться, темп его речи, высоту голоса. На основе всех наблюдений логопед делает вывод о состоянии звуковой стороны речи.
Обследование грамматического строя речи
Сюда входит проверка:
* понимания обращенной речи;
* словоизменение;
* словообразование.
Задания подбирают с учетом возрастных особенностей ребенка.
Блок "Понимание речи" включает в себя следующие задания:
1. Выполнение простой инструкции и состоящей из двух действий.
2. Понимание предлогов: ребенку нужно показать на картинке нужные действия и предметы.
3. Понимание предложений с причинно-следственной связью.
В блоке "Словоизменение" логопед предлагает задания:
1. на склонение существительных по падежам;
2. на изменение прилагательных по родам;
3. на подбор глагола к существительному;
4. на склонение числа существительных по родам;
5. согласования существительных с прилагательным, числительным;
6. склонение глаголов по временам.
В блоке "Словообразование" проверяют, как ребенок умеет образовывать не только существительные, но и прилагательные, и глаголы.
1. Образование глаголов путем добавления к основе приставок.
2. Образование глаголов с противоположным действием.
3. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
4. Образование существительных, обозначающих профессию.
5. Образование прилагательных от существительных.
6. Образование глаголов от прилагательных.
7. Подбор однокоренных слов.
Большинство заданий сопровождаются наглядностью, картинками.
Обследование связной речи
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста основана на составлении рассказов по серии сюжетных картинок. В качестве опорного материала логопед может предложить слова и предложения. Кроме сюжетных картинок ребенка просят составить рассказ-описание или повествование на основе одного изображения.
Логопед в этом блоке проверяет умение пересказывать короткие рассказы и сказки. Сначала он читает два раза текст, затем просит ребенка пересказать его. В качестве подсказки используют изображения или наводящие вопросы.
Еще одно задание в этом блоке – составление ребенком самостоятельного рассказа о значимом для него событии, где логопед оценивает звукопроизносительную сторону речи.
Кроме этого в логопедическую диагностику входит:
* беседа с родителями, воспитателем;
* обследование моторной сферы: общей, пальчиковой и артикуляционной;
* обследование фонетико-фонематических процессов.
Беседа с родителями нужна для полного сбора анамнестических данных, которые помогут точнее определить этиологию речевого нарушения.