АВА‑терапия. Терапия, направленная на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков.
АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА, как научная дисциплина, изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и использует эти факторы для того, чтобы изменить поведение человека.
Один из важнейших принципов АВА – работа с поведением ребенка, обучение таким видам поведения, которые изменят жизнь ребенка и жизнь его семьи к лучшему, которые могут помочь ему научиться взаимодействовать с той окружающей средой, в которой он находится. Работа поведенческого специалиста подчиняется принципу социальной значимости, то есть поведенческий специалист работает для того, чтобы социальная жизнь ребенка улучшилась, чтобы улучшилось его взаимодействие с окружающей его средой (сверстники, родители, люди, которые его окружают).
Помимо работы с поведением АВА включает в себя обучение сложным навыкам, таким как: речь, зрительный контакт, моторная имитация, поведение слушателя, визуальное восприятие, навыки свободной игры и.т.д. То есть, работа поведенческого специалиста, в том числе, направлена и на то, чтобы ребенок научился тем социальным навыкам, которые на данный момент ему недоступны.
Методика АВА подходит не только для детей с отставаниями в формировании умений и навыков, но и для детей с различными синдромами, с расстройством аутистического спектра и с различными формами интеллектуальной недостаточности. Если речь идет о задержке развития, то есть, задержке формирования навыков, если у ребенка навыки формируются со скоростью более медленной, чем у сверстников, то в этом случае прикладной анализ поведения (АВА-терапия) дает «инструменты» для этого формирования. Поведенческий специалист, разбивая навыки на небольшие шаги, формирует каждый шаг в этой цепочке, и потом собирает всю цепочку поведения в единое целое. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.
Выбор именно этой методики оправдан:
когда поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких,
когда он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации,
когда у ребенка отсутствует речь или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания,
когда у ребенка не сформировано поведение «ученика» и это мешает ему приобретать новые важные для его жизни навыки.