Центр коррекции и помощи детям
с особыми образовательными потребностями
Пн - Пт: 9:00 - 20:30
Сб - Вс: 9:00 - 16:00
Режим работы:

Статьи

Что такое Зондовый логопедический массаж и зачем он нужен?

Одним из методов, который использует в своей деятельности логопед —
зондовый массаж. Эта процедура применяется для:

стимуляция речевой моторики;
улучшения мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проведения массажа используются специальные зонды. С помощью этих
инструментов логопед воздействует на губные мышцы и языка, щёк, мягкого
нёба с помощью скольжения, надавливания, отодвигания и потирания.

Описанные манипуляции с отдельными участками артикуляционного
аппарата ведёт к его оздоровлению и восстановлению правильной работы. Но,
кроме нормализации звукопроизношения, зондовый массаж оказывает
благотворное воздействие на нервную систему, что дополнительно
стимулирует развитие детской речи.

Как и перед любой медицинской процедурой для зондового массажа
требуется тщательная логопедическая диагностика, в ходе которой
обследуются мимические и жевательные мышцы, входящие в
артикуляционную систему, а также губ, щек, языка и мягкого нёба. По
результатам обследования определяется место и степень поражения,
уточняется время, которое понадобится для лечения. Предварительная
диагностика также направлена на определение наиболее эффективной
методики массажа с учётом всех особенностей пациента и его дефекта
речи.

На срок, который понадобится для устранения недостатков, влияют
следующие факторы:
степени тяжести дефекта;
возраста пациента;
его индивидуальные особенности.

Следует заметить, что направляет на курсы массажа невролог (детский
невролог) после предварительного обследования пациента. А логопед
выбирает конкретную технику массажа и его интенсивность.

В следующей статье мы с вами поговорим о показаниях и противопоказаниях
к зондовому массажу более детально.


Ласых Алла Владимировна, логопед-дефектолог Центра «Мой особый ребенок»

Логопедический массаж
Навык имитации, как один из важнейших навыков.
Имитация – основа обучения любого живого организма с нервной системой. Умение повторять движения за взрослым обеспечивает процесс обучения ребенка.
Упражнения, которые направлены на развитие начальных навыков моторной имитации (движений).

1. Имитация с предметами (с парными предметами)
2. Имитация движений крупной моторики:
- сидя за столом
- стоя
- имитация движений ног
- имитация движений головы и шеи
- имитация движений корпуса
3. Работа над обобщением:
- использование разнообразных инструкций
- имитация с разными взрослыми
- имитация перед зеркалом
- имитация с телевизора и по видео
4. Имитация мелкой моторики (движения пальчиками)
5. Имитация артикуляционных поз (включая, дуть)
6. Имитация мимики и повседневных жестов
7. Имитация движений, выполняемых с разной скоростью (например, катать машинку быстро или медленно, хлопать много раз или 1 раз)
8. Имитация последовательных действий:
- 2 действия подряд
- порядок дотрагивания до 2-3 предметов, лежащих на столе
- серии воображаемых движений (пантомима без предметов, как будто
налить чай и попить)
9. Имитация силы движения (хлопать громко, стучать молотком с
большим размахом, топать тихонечко.
10. Имитация специфического количества повторений (прыгать 3 раза,
покружиться 2 раза)
11. Имитация движений в сопровождении вокализаций (прыгать и
говорить «гоп», стучать и говорить «тук»)
12. Имитация 2-х действий одновременно (кружиться и хлопать)
13. Имитация рисования (копирование линий, простых фигур)
14. Имитация конструирования
(объемное и плоскостное)
15. Развитие беглости в имитации движений (не менее 10 движений за 1 минуту)


Имитация является базовым навыком общения, который у типично развивающихся детей появляется на ранних этапах развития и играет важную роль в социальном функционировании, развитии когнитивных навыков. При нормотипичном развитии ребёнок обучается имитации, повторяя за окружающими определенные модели поведения, движения, мимику, а затем и звуки/слова.

Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать.

Если у ребенка нет навыка имитации, если у ребенка есть задержка развития, есть задержка речи, то сначала АВА-терапия (с обучением имитации), а потом логопедия (с речью).


Родителям и специалистам.
АВА‑терапия. Терапия, направленная на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков.
АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА, как научная дисциплина, изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и использует эти факторы для того, чтобы изменить поведение человека.

Один из важнейших принципов АВА – работа с поведением ребенка, обучение таким видам поведения, которые изменят жизнь ребенка и жизнь его семьи к лучшему, которые могут помочь ему научиться взаимодействовать с той окружающей средой, в которой он находится. Работа поведенческого специалиста подчиняется принципу социальной значимости, то есть поведенческий специалист работает для того, чтобы социальная жизнь ребенка улучшилась, чтобы улучшилось его взаимодействие с окружающей его средой (сверстники, родители, люди, которые его окружают).

Помимо работы с поведением АВА включает в себя обучение сложным навыкам, таким как: речь, зрительный контакт, моторная имитация, поведение слушателя, визуальное восприятие, навыки свободной игры и.т.д. То есть, работа поведенческого специалиста, в том числе, направлена и на то, чтобы ребенок научился тем социальным навыкам, которые на данный момент ему недоступны.

Методика АВА подходит не только для детей с отставаниями в формировании умений и навыков, но и для детей с различными синдромами, с расстройством аутистического спектра и с различными формами интеллектуальной недостаточности. Если речь идет о задержке развития, то есть, задержке формирования навыков, если у ребенка навыки формируются со скоростью более медленной, чем у сверстников, то в этом случае прикладной анализ поведения (АВА-терапия) дает «инструменты» для этого формирования. Поведенческий специалист, разбивая навыки на небольшие шаги, формирует каждый шаг в этой цепочке, и потом собирает всю цепочку поведения в единое целое. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.

Выбор именно этой методики оправдан:

когда поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких,
когда он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации,
когда у ребенка отсутствует речь или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания,
когда у ребенка не сформировано поведение «ученика» и это мешает ему приобретать новые важные для его жизни навыки.


АВА терапия Челябинск
Денверская модель раннего вмешательства (The Early Start Denver Model — ESDM/ ДМРВ).
В Центре «Мой особый ребенок» открыто направление по Денверской модели раннего вмешательства (The Early Start Denver Model — ESDM/ ДМРВ).

Денверская модель раннего вмешательства (ESDM)– комплексный поведенческий подход раннего вмешательства для детей с РАС, в возрасте от 12 до 60 месяцев. В 2013 году ESDM был признан журналом «Time» одним из 10 самых значительных открытий в медицине.

Самыми важными для развития ребенка являются первые годы его жизни. Программа включает в себя учебный план развития, определяющий навыки, которым ребенку необходимо обучиться по достижению определенного возраста.

Современные исследования о развитии мозга показывают, насколько пластичным является мозг ребенка. Окружающая среда ребенка оказывает огромное влияние на его развитие. Это обеспечивает возможности для эффективной реализации индивидуального плана работы с ребенком.

Денверская модель базируется на принципах классической психологии развития, её конечная цель – заинтересованность ребенка в других людях. Вслед за ней придет имитация. Повторяя за другими, дети учатся – это этап нормотипичного развития, и нужно его пройти, пусть и в индивидуальном темпе. Программа помощи, которую реализует специалист, помогает ребенку развивать коммуникацию, речь, игровые и социальные навыки, помогает в раннем возрасте достичь серьезных изменений, которых трудно достичь в дальнейшем. В условиях раннего вмешательства изменения могут быть достигнуты с меньшими усилиями.

Удобство Денверской модели заключается в том, что ее могут использовать специалисты, родители, терапевты как в центре, так и дома. Денверская модель направлена на развитие большого количества навыков раннего возраста (крупная и мелкая моторика, речь, игра, со-внимание, социальные навыки, навыки имитации, когнитивные навыки и навыки самообслуживания). При обучении проходит следование за инициативой ребёнка в игровой форме, что делает процесс коррекции максимально приятным для малышей. Занятия легко интегрируются в повседневные ритуалы ребенка. А это значит, что у родителей есть возможности для обучения через простые игры, коммуникативные взаимодействия во время ухода за ребенком и веселое, насыщенное и осмысленное общение строится в процессе других повседневных дел.

После проведения диагностики, педагог подготовит программу для вашего малыша и предоставит все необходимые рекомендации для ее успешной реализации.

Основоположники ESDM подхода - американские ученые Салли Дж. Роджерс (Sally J. Rogers) и Джеральдин Доусон (Geraldine Dawson).
Денверская модель раннего вмешательства Челябинск