Логоритмикой называют комплекс терапевтических упражнений, выполняя которые дети выполняют различные речевые упражнения с использованием движений, слов, музыки. Цели и задачи логоритмики – помочь детям преодолеть нарушения речи, научить их основным танцевальным движениям и развить музыкальный слух. Логоритмика оказывает положительный эффект на развитие детей, которые находятся в стадии активного освоения речи (2,5-4 года). Но, в первую очередь ее рекомендуют тем, у кого отмечаются:
- дизартрия, задержка речевого развития, нарушения в произношении отдельных звуков;
- заикание или наследственная предрасположенность к его развитию;
- слишком быстрая, прерывистая или чересчур медленная речь;
- нарушения координации движений, моторики.
Логоритмика тренирует память, внимание и восприятие (особенно слуховое), помогает усвоить ребенку правильные двигательные навыки.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
уточнение артикуляции;
развитие фонематического восприятия;
расширение лексического запаса;
развитие слухового внимания и двигательной памяти;
совершенствование общей и мелкой моторики;
выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
творческой фантазии и воображения.
Занятия логоритмикой также развивают моторику (общую и тонкую), речевое дыхание и нормализуют мышечный тонус. Кроме того, она является отличным "регулятором" психоэмоционального состояния малышей: легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, активирует.
В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и движений под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическую гимнастику, мимические упражнения, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.