Уважаемые родители!

С 17.07.17 в нашем Центре начинают свою работу группы экспресс-подготовки к школе. Приглашаем дошкольников!

Способность воспринимать речь развивается раньше способности говорить, однако уже на этом этапе возможны сложности с восприятием окружающих. Ребёнок может не дифференцировать слова в потоке речи, слабо ориентироваться в интонационных различиях, с трудом постигать семантику отдельных слов и сложных грамматических конструкций. Все это неизбежно проявляется в тот момент, когда малыш пытается говорить. И здесь на помощь ребёнку и его близким приходит логопед.

С какими проблемами может помочь логопед

Логопед – это педагог-дефектолог, специализирующийся на нарушениях развития речи. Логопед может определить, вызваны ли сложности с речью неправильной работой артикуляционных мышц – дизартрия, или трудности возникают на этапе программирования речи и выстраивания звуков – апраксия. При некоторых заболеваниях, с которыми сталкивается логопед, речь затруднена вследствие анатомических особенностей. Например, высокое и узкое небо, отклонения в формировании зубного ряда, неправильный прикус, непропорциональное развитие ротовой полости и языка. Задача логопеда вместе с родителями и близкими людьми малыша помочь ему справиться со всеми этими бедами. И это реально. Только требует большой запас любви, терпения и настойчивости. Может пройти не один месяц, прежде чем ребёнок научится правильно проговаривать простейшие слова и предложения. Следующий этап – научить кроху не только произносить слова и фразы, но и полноценно общаться – информировать взрослых о своих потребностях и желаниях, выражать эмоции и настроения. И в конечном итоге органично войти в коммуникационное пространство взрослой жизни.

Когда можно начинать занятия с логопедом

Существует миф, что к логопеду нужно обращаться только с 2-х – 3-х лет жизни малыша. А до этого времени есть большой шанс, что речь наладится «сама собой». Не наладится, если у ребёнка есть физиологические особенности артикуляционного аппарата, ЗПР или УО. Артикуляционной гимнастикой мимических мышц и логопедическим массажем можно заниматься уже с 6 месяцев. Логопед подскажет количество необходимых сеансов и периодичность курсов массажа.

Как работает логопед

Основа занятий – это развивающие игры. Ведь игровая деятельность – самый главный инструмент познания окружающей реальности у маленьких детей. На начальных этапах работы с малышами до полутора лет особенное внимание уделяют пониманию речи взрослых. Это делают, например, с помощью ярких и привлекательных картинок, обязательно в эмоционально позитивной атмосфере. При многократном повторении упражнений, ребёнок запоминает слова, обозначающие конкретные предметы и действия, учится понимать элементарные фразы, выполнять простейшие действия. Обычно занятия начинаются с произношения хорошо знакомых слов и фраз, постепенно на них нанизываются новые понятия и выражения. Таким образом, задействуется ассоциативная память, развивается мышление. С каждым разом малыш включается в процесс обучения и игры легче и быстрее.

Чтобы стимулировать у ребёнка собственную речевую активность, взрослый включает в свой рассказ неоконченные фразы и предлагает малышу завершить их. Если у ребёнка не получается догадаться или проговорить нужное слово, логопед ему помогает, проговаривая начало этого слова или его окончание. Как метод обучения используются также кумулятивные сказки с повторяющимися по мере развития сюжета действиями, диалогами, песенками. Это помогает малышу как следует запомнить фразы – шаблоны, которыми в дальнейшем ребёнок сможет пользоваться при общении с другими людьми.

В зависимости от степени тяжести заболевания, процесс формирования и становления речи может идти с разной интенсивностью, но в любом случае он требует от логопеда большой профессиональной отдачи и правильной постановки обучающих задач. Слишком лёгкие задачи могут вызвать скуку, слишком тяжёлые – привести к разочарованию и неверию в собственные способности. После того, как малыш освоит правильное произношение звуков и простых повседневных фраз, можно переходить к более сложным грамматическим конструкциям.

Развивая речь ребёнка, логопед развивает и его способность мыслить, принимать решения, понимать свои чувства и чувства других людей, сопереживать и выражать свои эмоции вербально. В будущем это даст ребёнку возможность позиционировать себя в окружающем мире на равных с другими людьми. Эта возможность будет тем более ценна, чем больше труда, заботы и любви вложат в малыша окружающие его взрослые.