Уважаемые родители!

С 17.07.17 в нашем Центре начинают свою работу группы экспресс-подготовки к школе. Приглашаем дошкольников!

ABA-терапия

Для многих детских заболеваний, особенно тех, излечить которые полностью – невозможно, актуальный является коррекция поведения, которая даёт возможность особому ребёнку адаптироваться к жизни в социуме.

Что такое АВА-терапия?

АВА-терапия – одно из направлений поведенческой терапии, которая выявляет связи между факторами, событиями окружающей действительности и поведенческими реакциями людей на происходящее, в частности – реакциями детей с психическими нарушениями и задержками психомоторного развития. Установив такую связь, АВА-терапия предлагает возможности и решения, как изменить внешние факторы так, чтобы поведение ребёнка скорректировалось к лучшему – в сторону бОльшей контактности, уравновешенности, эмоциональной адекватности происхоящему в реальности.

Очень часто АВА-терапевты работают с детками-аутистами. Помогают им наладить контакт с близкими и другими людьми, учат выражать себя – свои желания или творческие импульсы, а также стараются приоткрыть им дверь в мир эмоций и чувств. Терапевты стремятся передать детям ощущение, что окружающий мир доброжелателен к ним и готов впустить в себя и поделиться радостями.

Как это работает?

АВА-терапия основана на простой идее: за правильные действия ребёнок поощряется, а неправильные – игнорируется. Сложные для особого ребёнка линии поведения и задачи разбиваются на простые участки, задания, игры. Ава-терапевт последовательно движется от очень простого к сложному, закрепляя у ребёнка поощрениями полезные навыки. В результате получается значительно модифицировать поведение малыша – прежде всего, снизить негативные проявления. Например, уменьшить количество, продолжительность и частоту детских истерик. Специалисты стремятся сформировать у ребёнка осмысленные, здоровые модели поведения, позитивные шаблоны взаимодействий и схемы взаимоотношений с миром. Особёнок постепенно выходит на диалог доступными ему методами, перестаёт сильно бояться и вести себя неадекватно происходящему. Само собой, что чем раньше началось обучение в коррекционном центре, тем значительнее и устойчивей будут результаты.

Этапы терапевтического контакта

Занятия АВА-методом с особым ребёнком, прежде всего, ребёнком-аутистом требуют большого терпения. Если обычные малыши идут на контакт достаточно легко, то для аутят – это сильнейший стресс. Результат будет, если малыш почувствует себя в безопасности и захочет учиться. Поэтому АВА-терапия включает в себя несколько этапов:

  • 1 этап. Знакомство, взаимопонимание, первые задания. Специалист ава-терапевт налаживает контакт с малышом. Потом даёт одно очень простое задание. К примеру, просит поднять руку вверх, и сам в ответ на эту просьбу поднимает руку ребёнка. После нескольких общих тренировок, малыш выполняет это задание самостоятельно. И получает какую-нибудь приятную награду. Когда большая часть самостоятельных повторов верна, навык считается усвоенным, и ава-терапевт учит новому навыку.
  • 2 этап. Закрепление и усложнение. Усвоенные задания закрепляют повторениями и немного усложняют. Допустим, ребёнок правильно реагирует на просьбы: «кивни головой» и «подними руку». Ава-специалист выстраивает эти навыки в цепочку: «кивни головой»-«подними руку»-«подними руку»-«кивни головой». Если малыш почти не ошибается в выполнении нужных действий, его снова награждают и цепочки считаются усвоенными хорошо. По этой же схеме терапевт и ребёнок работают над ещё более усложнёнными поведенческими цепочками и так далее. Особое внимание специалисты уделяют важным для жизни навыкам. Таким, как «дай», «возьми», «иди сюда», «стой».
  • 3 этап. Знакомое в незнакомом. Важно не только научить ребёнка правильно и адекватно реагировать на простые просьбы: «дай», «иди сюда» и так далее, но и распространить освоенные навыки за пределы игровой терапевтической комнаты. На третьем этапе АВА-терапевты и родители добиваются выполнения уже знакомых действий в незнакомой обстановке. Например, просят «кивнуть» или «остановиться» на улице, в магазине, в парке. Не менее важно отработать эти навыки с другими людьми. Задания малышу учатся давать бабушка, папа, дедушка и остальные близкие. АВА-терапия на третьем этапе считается успешной, если особый ребёнок начинает осознанно совершать закреплённые им на занятиях навыки во внешнем мире и не только со специалистом, но и с другими людьми.
  • 4 этап. Результативный. Это этап, когда специалисты и родители фиксируют у ребёнка значительный прогресс в общении и понимании. Активные и регулярные занятия на первых трёх этапах в итоге приводят к тому, что аутёнок осваивает новый материал гораздо быстрее. К примеру, ему достаточно бывает всего один-два раза показать какое-то действие, и он начинает практически безошибочно выполнять его самостоятельно. АВА-терапия становится как бы мостиком к восприятию и расшифровке информации из окружающего мира. Но заниматься с ребёнком, конечно, нужно постоянно – и в коррекционных центрах, и дома. Считается, что деткам-аутятам для достижения стойкого позитивного эффекта необходимо 30 – 40 часов поведенческой терапии в неделю. Начинать нужно как можно раньше и учиться понимать мир вплоть до 6 лет. Малыши со слабой степенью аутизма или с отдельными расстройствами аутического спектра показывают, конечно, намного лучшие результаты, чем детки с более серьёзно выраженными нарушениями. Исчезает или значительно уменьшается поведенческая стереотипия, снижается количество истерик или агрессивных проявлений. В целом ребёнок становится уравновешеннее и контактнее.

Разные приёмы основного метода

Всё вышеописанное, конечно, всего лишь базовое описание, что-то вроде основной схемы работы этого метода поведенческой терапии. АВА-терапия включает в себя и другие разнообразные приёмы, помогающие ребёнку с ЗПР освоиться в мире. АВА-специалисты пользуются вербальной и невербальной имитациями, помогают малышу развивать мелкую моторику, понимать язык, учат говорить, называть предметы и явления, распределять их по сходству и различиям, разбирать по типам (мебель, игрушки, еда и так далее). Коррекция аутизма включает и такие задания-игры, как «покажи мне, как…(ты кушаешь, спишь, рисуешь)» или «угадай, кто это… (кошечка, петушок, зайка)». Основатель метода АВА Ивар Ловаас отмечал, что примерно половина деток с аутизмом разной степени после окончания полного курса коррекции по этому методу могли посещать общеобразовательную школу. Остальные, хоть и не смоги учиться в обычной школе, тем не менее, значительно продвинулись в плане восстановления коммуникации с социумом. Но, безусловно, кроме специалистов, дома с детьми занимались и родители. Только совместные усилия терапевтов, медиков и ближнего круга ребёнка позволят ему достигнуть возможного для него максимума в развитии. И удержаться на этой вершине.