Уважаемые родители!

С 17.07.17 в нашем Центре начинают свою работу группы экспресс-подготовки к школе. Приглашаем дошкольников!

Раннее развитие речи у детей до трёх лет

Развитие речи у ребенка раннего возраста (до трех лет) – процесс сложный и индивидуальный, зависящий от множества факторов: психического развития ребенка, наличия или отсутствия родовых травм или перенесенных заболеваний, контакт с мамой, состояние речевого аппарата, общение со сверстниками и многое другое. Развитие речи всегда проходит несколько этапов в четкой последовательности, разница в том, что в норме все этапы проходят благополучно, согласно сензитивным периодам (периодам, благоприятным для развития той или иной психической функции, в том числе и речевого развития), при задержке развития речи происходит сбой или «застревание» на определенном этапе развития речи. Задача логопеда – помочь ребенку преодолеть задержку развития речи.

Этапы развития речи у ребенка раннего возраста:

Возраст Развитие речи
1-й год жизни
1 месяц Крик, кряхтение.
1-3 месяца Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, "экспериментирование" с гласными звуками
3-6 месяцев Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласнми («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.
6-9 месяцев Активный лепет, усложнение и расширением объма движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.
9-12 месяцев Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».
2-й год жизни
1 год Появление однословных предложений.
1 год 3 месяца Увеличение запаса слов до 30.
1 год 6 месяцев Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова.
1.5-2 года Появление фраз, двухсловных предложений.
2 года Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»
2 года Увеличение запаса слов до 200-300.
3-й год жизни
2 года Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами.
2 года Появление трехсловных предложений.
2 года 6 месяцев Появление многословных предложений.
2 года 6 месяцев - 3 года Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).
3 года Запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?»

Многие родители начинают бить тревогу, как только малышу исполняется три года, есть даже мнение «После трех заговорит», при этом не обращая внимания на развитие речи малыша в более раннем возрасте. В довербальном периоде (пока не появились первые слова) отследить уровень развития речи ребенка маме сложно, здесь следует обращать внимание на следующие вещи:


  • Активность гуления ребенка (1-6 мес);
  • Отзывается ли ребенок на громкие звуки или шумы;
  • Реагирует ли на свое имя и на имя близких людей;
  • Время появления первых слов;
  • Активность органов артикуляции: подвижность язычка, губ, хорошо ли малыш пережевывает пищу, не присутствует ли обильное (не во время еды, а постоянно) слюноотделение.
  • Понимает ли ребенок обращенную к нему речь;
  • Общий уровень активности ребенка;

Если Вы заметили у ребенка какой-либо из вышеперечисленных признаков – это повод обратится к логопеду для диагностики уровня развития речи ребенка, а точнее о предпосылках правильного развития речи, чтобы в 3 года ребенок все-таки заговорил.

Специально для деток с задержкой развития речи (ЗРР) мы создали курс групповых занятий «Раннее речевое развитие», цель которого – преодоление задержки развития речи у детей до трех лет.

Очень часто причиной задержки развития речи у детей становится отсутствие сверстников и чужих людей, так как близкие люди часто привыкают понимать ребенка не по речи, а по жестам ребенка, особенно неговорящего ребенка, которому проще показать пальчиком или устроить маме истерику, так как сказать он не может. В данном случае следует отличать обычную избалованность ребенка от задержки развития речи, при которой ребенок действительно не может выразить свою просьбу словами.

Курс «Раннее речевое развитие» проходит 2 раза в неделю в мини-группе до 5 деток. Целью курса является преодоление задержки речевого развития у ребенка раннего возраста посредствам обучения речевой коммуникации детей – в этом случае развитие речи ребенка идет наиболее эффективно и речь появляется уже через несколько занятий.


Многие родители ошибочно путают логопедические занятия по раннему развитию речи с занятиями по раннему развитию, проводимых в центрах раннего развития, но это разные занятия с разными целями работы: целью групповых логопедических занятий является в –первую очередь развитие речи и преодоление ЗРР, во-вторых, занятие проводит логопед, в – третьих, содержание занятия имеет четкие отличия от развивающего и проходит как групповое логопедическое, куда включаются задания по речевой коммуникации, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, элементы логоритмики, упражнения на ритм, упражнения на развитие фонематического слуха, развитие мелкой и общей моторики и многое другое, способствующее развитию речи ребенка.

Родителям важно закреплять полученные на занятии знания и выполнять все домашние задания, полученные от логопеда. Возможно, совмещать курс с индивидуальными занятиями с логопедом, дефектологом или зондовым массажем. Важно: перед началом любого логопедического курса – индивидуальных или групповых занятий, ребенок должен пройти индивидуальную диагностику логопеда.


Форма записи: